День двадцать четвертого мая, известен сегодня как День славянской письменности и культуры. А вот почему для данного праздника выбрана именно эта дата, возможно знают не все. Об ее истоках — наша сегодняшняя беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма, протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Кроме Дня славянской письменности, ставшего вполне светским праздником, 24 мая мы отмечаем и православный, церковный. Поясните пожалуйста батюшка, что это за праздник.
— В этот день — 24 мая по новому стилю, или 11 мая — по старому, Церковь чтит память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Именно им, как известно, мы обязаны существованием славянской азбуки, письменности, а следовательно, и культуры.
Кстати, так любопытно получилось, что эта дата — и день рождения Константинополя. А основан этот город был равноапостольным императором Константином, которого Христианская Церковь почитает за то, что он даровал ей свободу.
В этот день мы чтим не только память самих святых братьев, но и начало Кирилло-Мефодиевской миссии, с момента их прихода в Моравию.
— Прежде чем говорить об этой миссии, расскажите пожалуйста вкратце, что известно об этих святых.
— Как говорится в житии, Кирилл — это монашеское имя святого, до монашеского пострига он носил имя Константин. Годы его жизни — с 827 по 869. Год рождения Мефодия точно неизвестен, а умер он в 885 году. Оба брата родились в Солуни, нынешних Салониках. Родителей их звали Лев и Мария. Семья была благочестивой. Отец, несмотря на то, что состоял на должности при дворе, где тогда господствовали иконоборцы, твердо оставался на истинных позициях Христовой Церкви.
Известно, что Кирилл был взят к Константинопольскому двору и воспитывался вместе с малолетним императором Михаилом III. Их учителем был будущий патриарх Константинопольский Фотий, мудрый человек, с которым впоследствии Кирилл близко сошелся. Избрав путь служения Церкви, Кирилл удалился в монастырь на Мраморном море. Но был вскоре возвращен к императорскому двору, где не хотели в его лице терять такого талантливого человека.
Мефодий вначале был воинским воеводой, а затем удалился на гору Олимп, где проводил жизнь в монашеских подвигах.
— Как же вышло, что Кирилл и Мефодий стали просветителями славянских народов?
— Святые братья известны своей просветительской деятельностью задолго до посольства в Моравию для просвещения славян, и в целом прославились своей ученостью. Например, Кирилл участвовал в прениях с патриархом Иоанном Грамматиком, приверженцем иконоборческой ереси, и одержал над ним верх. Братья участвовали в разных миссиях — в Багдаде, в Хазарии.
В 862 году посольство моравского князя Ростислава прибыло в Константинополь. Князь уже был просвещен светом Христовой веры. Но сложилось так, что в его стране в основном служили проповедники из Германии, естественно, на своем языке. И это было малопонятно жителям и самому князю. Поэтому он попросил послать к ним проповедника, который сумел бы перевести службы на понятный славянам язык. Император понял, что для выполнения этой миссии не найти никого лучше Кирилла, а тот попросил брата, как и в прежних путешествиях сопровождать его.
— Как же равноапостольным братьям, не будучи славянами, удалось не просто осуществить перевод богослужений, но и создать славянскую письменность буквально с нуля, начиная с алфавита?
— То, как и каким образом была составлена славянская азбука, в разных вариантах жития Кирилла и Мефодия описывается по-разному. Одна из наиболее интересных точек зрения отмечает, что в церковно-славянском языке присутствует немало от наречия византийских славян, которое и было во многом использовано при составлении славянского алфавита. А некоторые буквы святой Кирилл придумал сам, дав им определенную смысловую нагрузку.
— В каких еще славянских странах, кроме нашей, чтут святых Кирилла и Мефодия?
— Наиболее почитаемы они в Болгарии и Сербии. Мы в России, без сомнения знаем и чтим святых братьев, но все же болгары и сербы относятся к ним более тепло. А ведь в древнерусской традиции эти два столпа славянской письменности почитались необыкновенно. Известны десятки списков жития святого Кирилла и многие — Мефодия. Один из самых старейших по времени имеется в Успенском сборнике, относящемся к XII веку.
Конечно у нас и сейчас присутствует уважение к этим памятникам, как к первым образцам древнерусской письменности. Но если у болгар и сербов первые славянские сочинения присутствуют в любой учебной программе государственных вузов, то у нас почему-то такого нет. Наши литературные хрестоматии начинаются чаще с «Повести временных лет» Нестора летописца и других работ того же периода. Это тоже конечно выдающиеся произведения, но относятся они уже к XI-XII векам, тогда как жития Кирилла и Мефодия — к IX - началу X столетия. И пусть на Русь эти книги пришли позже, но написаны они на языке, который и сегодня более понятен русскому читателю, чем тому же болгарину или сербу. Поэтому сейчас среди ученых бытует мнение, что нам необходимо «удревнить» нашу древнюю литературу, отсчитывая не с XI века, а с IX — с эпохи Кирилла и Мефодия, их наследия. Ведь это наше национальное достояние, и не в меньшей мере чем для культуры соседних славянских народов.
— В большинстве источников больше и подробнее говорится о Кирилле, о Мефодии же — значительно меньше. Почему так сложилось и обоснованно ли это?
— Действительно, в житиях информация сосредотачивается в основном на младшем из братьев — Кирилле, а о Мефодии известно меньше. Хотя они всегда и путешествовали, и работали вместе. Объяснение этому очень простое — сам Мефодий, который пережил брата, принижал собственную значимость по отношению к Кириллу. Он несомненно очень любил брата и считал его первым, главным деятелем в их труде, себя же ставил в тень. О Мефодии стали говорить уже после его смерти. Ученики понимали, что его роль была не менее важной, и стали в житиях уделять ему и его вкладу в просвещение славян должное место.
— Что отличает богослужения в день памяти святых Кирилла и Мефодия?
— Интересно то, что даже в богослужении равноапостольным братьям на первом месте находится тема просвещения. Это может показаться парадоксальным. Ведь главная тема любого богослужения — спасение души, тут же — просвещение, что-то совсем другое. Но необходимо понимать, что в христианской традиции при слове «свет» имеют в виду не видимый, физический свет — от лампы или из окна, а духовный, Фаворский свет. И просвещение в христианском понимании, не просто распространение образования и грамотности, а просвещение всего человека верой Христовой. Поэтому в службе читаем: Кирилл и Мефодий просветили «светом Евангелия» «языки словенские». Они потрудились в просвещении славян «светом Боговедения» (Минея 1987: 407). В одной из стихир поется, что Кирилл и Мефодий просветили народы Крещением святым. Конечно в службе говорится и о том, что братья просветили славян письменностью, однако грамота была только средством, светом веры Христовой. В тексте грядущей майской службы об этом упоминается 21 раз, что очень знаково. Говорится о том, что Кирилл и Мефодий не только просветили других светом Евангелия, но сами «ко Свету Непреступному востекли» (Минея 1987: 408), и ныне они находятся в «неприступном Свете».
— Что же кроме созданной ими азбуки, оставили нам святые братья Кирилл и Мефодий?
— Можно сказать, они оставили нам несколько очень важных заветов. И первый из них — завет веры. Как была изобретена первая славянская азбука? Вспомним, что император Михаил III повелел Кириллу идти на проповедь в Моравию, не дав тому ни алфавита, ни переводов книг на славянский язык. Братья наложили на себя пост, стали молиться — и через 40 дней обрели азбуку! Изобретение славянского алфавита современники восприняли как самое настоящее чудо, подобное Пятидесятнице. По наблюдению монаха Храбра, если греческий алфавит был собран за тысячелетие и насчитывал 30 знаков, то славянский за краткое время дошел до 38 букв. Именно вера помогала братьям совершать их нелегкое служение, посрамлять трехъязычную ересь, проповедовать необразованным славянам, а святому Мефодию — терпеть страшную тяжесть тюремного заключения в 871-873 годы, издевательства и пытки. Эта вера, без преувеличения открывала морские глубины: благодаря горячей соборной молитве, святой Кирилл смог обрести на дне морском мощи священномученика Климента Римского, в Херсонесе в 860 году.
Второй завет — завет любви. Только любовь к Богу и людям заставила их идти в далекую, варварскую для них страну и подвергаться скорбям, непониманию, унижению. И эта любовь выражалась не только в заботе о душе, но и о всем человеке. Когда святые братья проповедовали в Паннонии, у князя Коцела, то единственное благодеяние, которое они от него приняли, — освобождение всех взятых им пленников.
Третий завет — славянское единство. Как сказано в их житии: «Слушай, славянский народ! Слушайте Слово, ибо оно — от Бога. Слово, что питает души человеческие, Слово, что укрепляет сердца и умы». Святые братья не делили славянский мир на болгар, сербов, русских и так далее. Для них это был новоизбранный народ Божий, стремящийся ко Христу, всецело желающий называться Христовым. Святые Кирилл и Мефодий создали свой идеал. Их идеал — единая православная вселенная, где православные народы (точнее, единый народ Божий) живут в мире и любви.
Четвертый завет — любовь к Слову. Прежде всего к Самому Господу, затем — к слову Божьему, животворящему, укрепляющему, питающему душу человеческую. Но самое главное здесь - призыв к людям расти Божьим ростом. Слово для равноапостольного Кирилла — не только пища и питие, но и победное оружие в борьбе с дьяволом, ересью, ложью и самой смертью.
Я назову два слова, которые есть в славянской Псалтири Мефодия. Это такие понятия — «пространство» и «скорость». Для нас это понятия из современной физики. А там они носят еще и несколько иной характер. «Пространство» — это то, что соединяет человека с Господом Богом. Вот это — великое пространство. Мы чувствуем, как сразу в этом слове звучит великий дополнительный смысл. И это не просто холодное пространство — это расстояние между Богом и человеком! Так же и «скорость» - это движение слова от Бога к человеку и от человека к Богу. Вот такие важнейшие оттенки душеспасительного смысла жизни были заданы святыми равноапостольными братьями! Это — заветы христианского просвещения и всемирной проповеди во имя духовной борьбы.
Беседовала Елена Лаврова.