Девятнадцатого августа православные христиане отмечают праздник Преображения Господня, который в Иссе проходит особо торжественно, так как является престольным для нашего храма. Накануне праздника состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Батюшка, напомните пожалуйста нашим читателям основные моменты, касающиеся престольного праздника Иссинского храма?
— Праздник Преображения Господня называют также Яблочный Спас. Этот двунадесятый праздник всегда совершается 19 августа (6 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднства и семь дней попразднства (с 20 по 26 августа).
«Преобразился еси на горе, Христе Боже…», — поется в Тропаре праздника. Тогда, на горе Фавор, Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданными и усердными Своими учениками: Иоанном — апостолом любви, братом его Иаковом и решительным Петром, беседовал с Отцом Небесным. И ученики, задремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (Мк. 9: 3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла — так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, но вместе с тем не изменяет своего естественного состава.
— Замечено, что праздник Преображения, или как его чаще называют в народе Яблочного Спаса, особо почитаем в России. Как это можно объяснить?
— Праздник Преображения воспет и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века. Воспет потому, что знаменует собою начало русской осени. Ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм итоговые плоды урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем.
— Какие духовные уроки можем мы извлечь из событий праздника Преображения?
— О празднике Преображения говорит все Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс.33:5). А что мы увидим? Увидим свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно: «Да просветится свет ваш пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» ( Мф. 5: 16).
В день Преображения, принимая как и апостолы кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире.
Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига. Ведь цель данного подвига, труда во Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть все лучшие силы своей души Солнцу Правды — Спасителю.
— Большинство верующих христиан знают в общих чертах о событии Преображения Господня, но наверняка есть и детали, которые открываются не сразу.
— Вспомним обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но конечно возможно. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, когда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? — спросит кто-нибудь. Потому, — отвечают толковники Священного Писания, что предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое представлял себе чисто земным, но не удосужился потрудиться, когда Господь призвал усердных следовать за Ним.
Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Подниматься нужно было пешком, а значит через колючки и заросли кустов. Может быть и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя.
Итак, оказавшись на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев просветленный лик Господа, они со страхом и трепетом узрели Моисея и Илию. Моисей — законодатель, Илия — тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель.
— Почему именно эти два ветхозаветных святых предстали Господу и беседовали с Ним?
— Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем. Смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот кто принес с Синая Десять Заповедей человеческому роду, беседовал с Ним как дитя с Отцом, как ученик с Учителем. Из этого следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Иисус не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия. Он пришел исполнить закон, отменив его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Илия — ревнитель, который мог огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь пламенного пророка. Беседуя со Христом он свидетельствовал апостолам, что перед ними долгожданный Мессия, упование народов, Тот, Кто пришел освободить Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей. Он пришел сокрушить саму смерть, проложив живой и новый путь к Воскресению.
Петр, не понимая что он говорит, от избытка радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени — три кущи: Тебе, Моисею и Илии». Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий мир, где Тебя ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останемся здесь навсегда! Однако просьба Петра не была уважена.
— Почему же?
— Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Ему в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.
Христос — не невольная жертва Голгофской муки, но Он добровольно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу, из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы вкусив мучительную смерть, победить ее, изжить Своим Воскресением.
В Гефсиманскую ночь все апостолы, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили все. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе. Не будем порицать их. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). И не только поститься или молиться, но исповедовать Его сквозь кровавые муки — ад земных пыток. Иаков из всех апостолов убит будет первым, а брат его Иоанн Богослов, пройдя истязания, покинет земной мир самым последним. Петр же запечатлеет свое свидетельство кровью по времени где-то между ними. Такова судьба трех свидетелей Преображения. И потому Спаситель жалеет их. А еще приоткрывает им Тайну. Даже серафимы не могут видеть славы Божией, а крыльями закрывают свое лицо.
Милостивый Господь, по мысли Константинопольского Патриарха Геннадия Схолария, показал избранным ученикам только ту малую толику славы и света, которую они могли выдержать, вместить. И хотя эта была лишь мельчайшая часть славы Божией, ее было достаточно, чтобы ослепить апостолов и привести их к еще большей вере во Христа. И с тем большим упорством и радостью они благовествуют вселенной свою веру в истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной и целительной Божественной благодати. Господь просвещает наш ум, умиряет наше сердце, отгоняет от наших душ уныние и печаль. Человеческое тело таким образом, делается послушным инструментом разумной души.
— Вернемся к самому событию Преображения Господня. Чем оно завершилось?
— После всего, о чем говорилось ранее, сходит светлое облако, в котором скрываются Илия и Моисей, и остается один Христос. Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда Петр, Иаков и Иоанн скроют в своих душах этот голос. Петр, впоследствии скажет о нем в своем Послании, о пришедшем из небесной славы голосе, который засвидетельствовал Богосыновство Господа Иисуса Христа.
Сходя с горы, апостолы еще носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа благодатно светился, так что народ ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудо — исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать — все возможно верующему».
— В чем главное значение праздника Преображения для нас сегодняшних?
— Много сказано, но не сказано ничего, если говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного праздника. И я очень надеюсь, что никто из нас не лишит себя, по причине суетных обстоятельств, этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор (посетит богослужение в храме), поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнцу Правды, в Котором нет ни единого пятна.
Беседовала Елена Лаврова.
В тему
В Иссинском храме Преображения Господня, в день престольного праздника,18 августа будет совершаться праздничное всенощное бдение. Начало – в 16.00. 19 августа – Божественная Литургия. Начало — в 7.30. Всех православных христиан приглашают принять участие в богослужении с освящением плодов нового урожая, Крестном ходе, а затем — общей праздничной трапезе.