Девятнадцатого января православные христиане отмечают Святое Богоявление, Крещение Господне. Об этом празднике и его традициях рассказал благочинный Иссинского округа, настоятель Преображенского храма протоиерей Сергий Афонюшкин.
— Батюшка, не все знают почему праздник имеет два разных названия. Поясните, пожалуйста.
— В день Крещения мы вспоминаем чудо Богоявления. При Крещении Спасителя единый, всемогущий Бог, Творец неба и земли, впервые явил Себя людям в Трех Лицах: Бог-Отец — голосом Своим; Бог Сын — крещением в Иордане; и Дух Святый — схождением в виде голубя. Поэтому в тропаре праздника говорится, что в этот день «Троическое явися (открылось) поклонение».
Богословский смысл торжества раскрывает сама икона, посвященная сакральному событию. В центре, погруженный в воды, стоит Спаситель. Иоанн Предтеча изображен на левом берегу Иордана. Пророк возлагает ладонь правой руки на главу Христа. Господь заключен в ущелье, символизирующее могилу. Сын Божий спускается в ад, чтобы спасти все человечество, начиная от Адама.
— Почему вода имеет столь большое значение в Крещении? И зачем водное Крещение принял Сам Господь?
— Господь создал воду как стихию жизни. Когда Он творил «водное естество», Дух Божий, как повествует Библия, носился над ней, наполняя своей животворной силой. Однако, когда грех человеческий умножился на земле, вода стала источником смерти, и в волнах Потопа погибло все ветхое человечество. Библейский потоп — это символ гибели грешного и рождение человека нового. Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Они сходили в них ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Предтече не для очищения от греха, Он был абсолютно безгрешен, но для того, чтобы освятить «водное естество» Своим присутствием, преобразить его и наполнить жизнью. Вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала живоносным источником потому, что Христос, Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил стихию Божеством.
Крещение Господа рассматривается как неотъемлемая часть Божественного плана спасения людей. Иисусу надлежало не только принять на себя человеческую плоть, но и погрузиться в стихию Иордана, чтобы принести к свету сидящих во тьме.
В память о Крещении Спасителя Церковь установила совершать чин Великого освящения воды. Делается это для того, чтобы верующие получили в свои дома Иорданскую святыню — освященную Богоявленскую воду. Ее пьют, а также окропляют жилища, себя и близких для укрепления телесных сил. Она является источником Божественной благодати. Как сказано в чине водоосвящения «скачущая», то есть быстро бегущая в жизнь вечную.
— В чем Церковь видит основное значение этого праздника?
— Событие Богоявления занимает особое положение среди двенадцати великих праздников Церкви. Напоминает оно также о нашем духовном рождении в день личного крещения каждого, когда священник троекратно погружал нас в воду. Повествует и об обетах, которые мы дали у святой купели, если не сознательно по причине малолетства, то в виде обещания духовных поручителей — восприемников, которые в процессе нашего телесного и душевного возрастания, должны были нам объяснять значение Таинства Крещения и смысл христианского вероучения. Священник вспоминает Крещение Господа и молится Богу такими словами: «Все творение воспевает Тебя явившегося. Ибо Ты — наш Бог, Который на землю пришел и с людьми пожил. Ты освятил Иорданские потоки, послав с неба Твоего Святого Духа... Явись же, Господи, на воде сей и дай претвориться в ней крещаемому, чтобы он отложил ветхого человека, растлеваемого в похотях обольщения, и облекся в нового...»
Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл Иерусалимский, воды Крещения являются «и гробом, и матерью». Гробом для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение — дверь из царства тьмы в царство света. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Кто крещен во Христа, тот облачен в ризу Христовой праведности и становится участником Его святости. Сила Крещения заключается в том, что человек получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.
— В последнее время для многих стало традицией в ночь на 19 января или в сам день праздник Крещения Господня окунаться в прорубь. Нужно ли христианину непременно это делать, и может ли быть от этого духовная польза?
— Купание в проруби на праздник Богоявления — русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения, и Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Все зависит от желания человека.
Масса людей на Крещение, не заходя в храм Божий и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника — стремится окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то необычную ситуацию в жизни, или поднять душевный настрой, или просто «за компанию». Люди считают, что придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою совесть.
Тем, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от такового купания не будет. Многие из них, традиционно погружающиеся «во Иордань» на Богоявление, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и даже эйфорию. Как будто «смыли с себя грехи». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду — большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им.
Беседовала Елена Лаврова.