Пятнадцатого февраля Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня. В его преддверии состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Батюшка, напомните пожалуйста вкратце, какое событие мы празднуем в день Сретения?
— Вскоре после Крещения Христова, Церковь вспоминает еще одно важное событие из жизни Спасителя — принесение Богомладенца в Иерусалимский храм и встреча (Сретение) Его старцем Симеоном. Случилось это на сороковой день по Рождестве, когда согласно закону Моисееву приносилась благодарственно-очистительная жертва. Конечно Пресвятая Богородица не нуждалась в таковой жертве, так как зачала и родила без греха, но Она проявила смирение, подчиняясь предписанию закона, как это позже сделал и Сам Христос, принимая Крещение. А старец Симеон прибыл в храм по повелению свыше, для исполнения данного обряда.
Праздник Сретения завершает собой Рождественский цикл, посвященный явлению в этот мир Спасителя, и ознаменовывает встречу Господа с человечеством в лице Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, также участвовавшей в данном священном событии.
Лучше всего можно рассказать об этом празднике словами его торжественного тропаря. Но мне хотелось бы привести не церковно-славянскую версию, а переложение протоиерея Владимира Успенского: «Радуйся, Благодатная Богородица Дева, потому что из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме (неверия и грехов). Веселись и ты, праведный старец, принявший на свои руки Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение».
— На что следует обратить внимание, читая слова данного тропаря?
— Здесь важно каждое слово. Обращение к Пресвятой Богородице в начале песнопения свидетельствует, что праздник посвященный Христу, относится и к разряду Богородичных.
Первым звучит слово «радуйся». Это слово мы часто встречаем в различных акафистах. Есть оно, конечно, и в Евангельском повествовании о Благовещении: «Ангел, войдя к Ней, сказал: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1:28). Это слово является привычной формой приветствия в древнем мире. Обращаясь таким образом к Божией Матери, мы как бы уподобляемся Архангелу Гавриилу, принесшему весть о будущем рождении Спасителя.
Святитель Николай Сербский слово «Благодатная» объясняет следующим образом: «Душа Ее, как храм, была исполнена животворящими дарами Духа Святого, небесным благоуханием и небесной чистотой». Именно поэтому мы и обращаемся к Богородице в молитве словом «Благодатная».
Солнце правды, воссиявшее посредством Пресвятой Девы — это конечно недвусмысленное указание на Христа-Спасителя. Господь отождествляется с солнцем, которое освещает все, на что падают его лучи. Церковно-славянское слово «воссия» имеет значение — «начать сиять», «засиять» и показывает, что именно благодаря Богородице Спаситель пришел в наш мир. Есть еще один русский перевод данного тропаря, автор которого священник Михаил Асмус передает это церковно-славянское слово как «взошло на небосклон». Именование Христа-Спасителя солнцем есть еще в книге ветхозаветного пророка Малахии: «Взойдет Солнце правды, и исцеление в лучах его» (Мал. 4:2).
Стоит обратить внимание на то, что слово «правда» в церковнославянском языке имеет достаточно широкое значение. Это не только истина, но и праведность, праведная жизнь, закон, справедливость. Освещение светом Божией правды — это не просто внешний свет, освещающий предметы, но особое состояние, которое открывает нам духовное зрение. С таким объяснением родственно и слово «просвещати». Оно имеет не только современное значение, связанное с просвещением в нынешнем понимании, но и — озарять, давать свет, возвращать зрение.
— Наверное, говоря о Сретении, нельзя обойти стороной и личность блаженного старца Симеона.
— Да, и он тоже, как мы видим упомянут в тропаре. Обращение к святому: «Веселись и ты, старец праведный», передает нам все ликование сердца Симеона, принявшего в свои руки Того, Кто пришел спасти мир. А в его лице, конечно подразумевается и весь человеческий род, так долго ожидавший пришествия Мессии. Тропарь призывает и нас к веселью и радости от этой по-настоящему долгожданной встречи.
Не просто так праведник берет Младенца Христа на руки, в свои объятия. Это действие передает радость, восторг. Ведь мы не обнимаем каждого встречного. Объятиями мы встречаем любимого, близкого человека, особенно после долгой разлуки. Так что это — свидетельство благодарности Симеона Господу, Который пришел спасти нас от вечной смерти, ничего не прося взамен.
Песнопение праздника заканчивается упоминанием о Христе-Освободителе. И теперь, когда проповедана благая весть, нам остается лишь сделать шаг навстречу Христу, и изменив свою жизнь, достигнуть Царства Божьего.
— Сохранился ли в современном православии обычай очищения женщины, родившей ребенка, как это происходило в событии Сретения?
— Да, этот ветхозаветный обычай сохранился до наших дней. Обычно в сороковой день или чуть позже мать с ребенком приходит в храм. Священники читают молитвы сорокового дня, после чего женщина может молиться в доме Божьем, прикасаться к его святыням. В идеале до этого ей положено стоять в притворе. Младенца священник также вносит в храм, если это мальчик, то заносит и в алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения ребенка, если оно происходит до сорокового дня.
— Если говорить о духовном уроке, который можно извлечь из размышлений о празднике Сретения: как понять, произошла ли у нас личная встреча со Христом?
— Теоретически это трудно объяснить, потому что это знание — опытное, духовное. Игумен Никон (Воробьев) говорит об этом так: «Кто видел солнце, тот никогда не перепутает его с фонарем». Почему? Да потому, что при ярком солнечном свете отчетливо видны даже самые мельчайшие царапины. Так и в присутствии Бога душа отчетливо переживает свою греховность, видит любую неправду в себе: ложь, зависть, гордыню. Верным признаком встречи с Господом является лицезрение своих грехов. Так говорил священномученик Петр Дамаскин и многие другие подвижники.
Отсюда следует вопрос человека самому себе: встречались ли мы с Господом?
Я говорю об этом потому, что современный индивидуум нередко воспринимает Бога с Его всемогуществом и всеведением сугубо прагматически и от встречи с Ним ожидает исполнения своих мечтаний или решения проблем. Это — заблуждение. Даже если наши желания, как нам кажется самые добрые и бескорыстные, их немедленное исполнение Богом не всегда полезно для нас. Даже сказочная золотая рыбка не захотела быть у человека «на посылках», хотя была обязана ему своей жизнью. А Бог нам ничем не обязан. В отличии от нас, обязанных Ему.
Но люди хотят видеть в Господе какого-то волшебника «на голубом вертолете», исполняющего желания. И имея такое восприятие, лишаются стремления к истинному Богу — источнику жизни вечной.
Необходимо видеть свое духовное несовершенство и сознавать, что несмотря на греховность, человек не отвергнут Спасителем. Кто не отчаивается, тот обретает во Христе источник радости.
Разные люди приходят к Богу по-разному. Но каждому Господь посылает наиболее подходящий способ заслужить вечное спасение.
Беседовала Елена Лаврова.