Четырнадцатого октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. О связанных с этим торжеством событиях далекого прошлого и современном звучании праздника — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— События, положившие начало празднику Покрова, относятся к византийской истории. А как давно этот праздник стал важной календарной датой и для Русской Церкви?
— Покров Пресвятой Богородицы — непереходящий великий праздник, отмечаемый Русской Православной Церковью. В традиции нашего православия он отмечается 14 октября нового стиля.
Данное торжество утвердилось на Руси в середине XII века, при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — святого Андрея юродивого. Боголюбивый князь введением праздника Покрова, можно сказать, поручал Богородице, Ее защите и покровительству, свой народ, свою землю, русскую Церковь. Запись об этом содержится в Прологе XII века.
— Напомните, пожалуйста, исторические события, легшие в основу праздника Покрова?
— В основу торжества положено предание о явлении блаженному Андрею Небесной Владычицы во Влахернском храме, в котором хранились Ее риза и пояс, найденные царицей Еленой во время раскопок в Святой Земле.
В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Божьей Матери. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX века, во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа. Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца. Здесь и была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 году.
Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (в VII веке), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не допустила врагов в город. В честь этого события был составлен гимн Пречистой Деве — Акафист, где Она величается «Взбранной Воеводой». В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения. Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и Божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы». Это происходило с регулярностью и потому получило название «обычного чуда».
В далеком X веке блаженный юродивый Андрей в Константинополе, столице христианского мира, узрел в видении Божию Матерь, взывающую к Своему Сыну и простирающую покров над молящимися. Это было в тот момент, когда Царьграду угрожало нашествие варваров. И по молитвам Приснодевы они рассеялись, не нанесли никакого вреда городу и святыням, находящимся в нем. Одни считают, что это были сарацины, но чаще всего говорят о том, что эти невежественные язычники были наши предки, славяне. Эта версия близка нашему сердцу и очень поучительна.
— В чем же поучительность версии о том, что врагами православного Константинополя, против которых город и его жителей и защитила Богородица, были наши далекие предки?
— Вспомним для сравнения, каким человеком был апостол Павел. Он был воспитан как фанатичный иудей. Являлся гонителем Церкви, преследовал христиан. Когда над ними творились кровавые расправы, он одобрял происходящее. И вот однажды по дороге в Дамаск ему явился Господь Иисус Христос. Павел таким образом был приведен к вере, когда ослеп и понял, что он — ничто перед Творцом и Истинным Богом. И каким ревностным христианином он стал — первоверховным апостолом! Человек, который не ходил с апостолами во время жизни Иисуса, не видел многих Его чудес, стал одним из самых ревностных проповедников Спасения.
Славяне, которые в невежестве своем пытались захватить и разграбить христианскую столицу, сейчас превратились в одних из самых ревностных почитателей Покрова Божией Матери. Известно, что в Греции этот праздник практически забыт, и не имеет такого места в церковной жизни, как у нас на Руси. В этом виден особый Промысел, урок для нас всех, потому что каждого человека и каждый народ Господь особым образом приводит к Себе.
— Покров Богородицы, который Она простерла нам молящимися, часто называют омофором. Возможно, не всем понятно, что означает это слово.
— Греческое слово «омофор» означает «носимый на плечах». В древности омофором назывался широкий платок, который свободно спускался на плечи. Если посмотреть на византийские фрески, то можно заметить, что такое покрывало раньше было типичным элементом женской одежды. На иконах Божией Матери платок фиолетового цвета покрывает не только Ее голову и руки, но и спину. Сегодня мы называем омофором один из элементов богослужебного облачения епископа. Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи. Великий омофор — это лента, которая одним концом спускается на грудь, а другим — на спину. Малый омофор несколько короче, оба его конца ложатся на грудь архиерея. На него нашиты кресты, это символически показывает, что епископ продолжает служение Иисуса Христа. Архиерей призван заботиться о своей пастве, как указал Господь в притче о Добром Пастыре. По словам святителя Симеона Солунского, омофор «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои». Он яляется самым древним элементом архиерейского облачения и выделяет священнослужителей из общего ряда членов Церкви, указывая на их призвание взять на себя иго Христово (Мф. 11: 29), иметь права и исполнять обязанности заботы о пастве, вплоть до своей личной Голгофы. Это также и символ благодати, которая дается духовенству для служения.
— Как известно, православные праздники, берут свою основу в событиях далекого прошлого, однако имеют и современное звучание. Каково оно, если говорить о празднике Покрова Пресвятой Богородицы?
— Праздник напоминает нам, что вся жизнь православных христиан протекает под молитвенным и благодатным покровом Пресвятой Девы. Митрополит Антоний Сурожский говорит, что Русь искони была посвящена Пречистой Владычице. Уже древний Киев имел храм Ее имени. Божия Матерь является Покровительницей не только христиан, но и всех тех, ради которых на землю пришел и умер Ее Сын, чтобы они могли поверить в Его любовь. Под покровом Небесной Девы на нашей земле взрастала православная вера, формировалось русское государство и русский народ. Тем не менее, история нашей Родины полна различных трагических событий.
Это кажущееся противоречие, по слову владыки Антония, можно понять, если помнить, что Сын Божий, ставший Сыном Человеческим через Богородицу, пришел для того, чтобы по любви к нам умереть на Кресте для спасения человеческого рода. Христиане, Его ученики, получили от Господа заповедь любить друг друга Его любовью: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Мы посещаем храм, причащаемся Тела и Крови Христовых, и в нас происходит тот процесс, который должен приобщить нас Божественной жизни. Бытие Христово и Его человеческая природа делаются нашим бытием и нашей природой. Каждый призван пройти путь Христов до Голгофы, на которой Божия Матерь стояла у Креста и невыносимо страдала за Сына Своего, но не просила, чтобы Он Божественной властью сошел с Креста, ибо знала, что для того-то Он и пришел в мир.
Как необязательный совет я бы порекомендовал послушать песню «Под покровом синей мантии», автор и исполнитель которой — священник Олег Скобля. В словах этой песни автор очень просто и доступно, и в то же время творчески рассказывает о молитвенной помощи Божией Матери всем, обращающимся к Ней, при неотъемлемом содействии Ее Сына, Христа-Спасителя.
Божия Матерь простирает свое милосердие на всех. Вообще человеку свойственно в первую очередь искать в Церкви какой-то помощи. Часто люди, совершая смертные грехи, живя в невежестве, обращаются к Истинному Богу, когда видят какое-то несчастье в своей семье, у близких, или тяжело заболев. Господь, несмотря на их грехи, посылает им особую милость, и Матерь Божья тоже простирает свою милость и свою молитву ко Господу за всех нас. Конечно, мы своими грехами отталкиваем Ее, но тем не менее, милосердие Богородицы касается сердец, жизни и судеб даже самых закоренелых грешников. Зачастую это прощение грехов оказывается для самого человека незаметным. Мы потому и называем это действие Таинством, поскольку не замечаем и не особо чувствуем приход Божией благодати, которая делает наши души чище и защищает от видимых и невидимых врагов.
Как и наши предки, в праздник Покрова Пречистой Девы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякого зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Беседовала Елена Лаврова.