Четвертого ноября мы отмечаем не только День народного единства, но и важный православный праздник — день Казанской иконы Божией Матери. О том, как связаны эти два события в нашем сознании и в российской истории — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Расскажите пожалуйста батюшка, с какими историческими событиями связан праздник Казанской иконы Божией Матери, и в чем духовный смысл этой связи?
— Хочу начать со стихотворных строк талантливого поэта начала ХХ века Сергея Митрофановича Городецкого:
У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.
Как мы знаем, этот образ Пресвятой Богородицы явился в Казани в 1579 году. Город этот тогда трудно было назвать русским. Прошло всего 27 лет с 1552 года, когда Казань была взята Иваном Грозным. И епархия там была основана в 1553 году. Местное население было преимущественно мусульманским. Более того, накануне явления иконы Казанской Божией Матери город охватил страшный пожар, и многие местные жители стали подозревать злоумышление в этом христиан — тогда еще людей во многом чуждых для них. Невольно вспоминается аналогия с пожаром в Риме при императоре Нероне, который также обвинил во всем христиан, хотя, как говорили, сам был виновником нашествия огненной стихии. Но Господь всегда посылает Свои знамения в трудную годину испытаний. Вот и в Казани, именно в такое неспокойное время Он явил чудотворную икону Своей Матери.
И конечно, почитание этого образа связывает нас со многими личностями и событиями.
— О каких личностях идет речь?
— В первую очередь хочу сказать о патриархе Ермогене. Это был мученик, защитник Отечества. Но патриархом он стал уже потом, а тогда, во времена обретения иконы Казанской Божией Матери, будучи простым приходским священником, стал свидетелем события и написал тропарь Пресвятой Богородице, который все мы знаем. Начинается он со слов: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…».
Главные события, неразрывно связанные с празднуемой иконой, конечно — события времен смуты.
— Напомните пожалуйста, что происходило тогда, и почему времена смуты называют одними из самых темных в нашей истории?
— Ситуацию начала XVII столетия в истории России можно сравнить только с такой же, возникшей в 1917 году, за которой последовала череда кошмаров — все то страшное, что было в истории нашего государства в последующие годы. Даже изучая исторические труды, нам очень тяжело представить, что такое смута междуцарствия, которая наступила на Руси, когда пресеклась династия Рюриковичей, а Романовы еще не вступили в права. И когда огромная страна, как раненый зверь, попала в руки иноземных захватчиков. В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. На власть в стране активно претендовали польские аристократы.
Важно помнить, почему такая ситуация стала возможной. Мы во всем привыкли обвинять других. Но главной бедой стало даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное тем, что разные города, крупные бояре, сражались между собой за власть. Страну заполонили банды казаков и других бродячих искателей наживы. Они грабили, насиловали, убивали. Как будто опричнина возвратилась на Русь. Люди, называвшие себя православными, были такими лишь формально, вели себя как самые настоящие варвары. Мирные жители боялись выходить на улицу из своих домов. Крестьяне перестали сажать и сеять, потому что все равно урожай отберут. Купцы перестали торговать, потому что знали - их ограбят. Люди бросали дома, уходили в леса. Россия пустела. А правители наши менялись так быстро, что люди не успевали за историей своего Отечества: Борис Годунов, Василий Шуйский, семибоярщина, да еще и Лжедмитрии. В итоге русский народ перестал ощущать святость присяги, она стала обесцениваться. Причем первыми стали предавать Россию те, кто был либо ближе всех к власти, либо был обласкан ею. Они более всего погружались в интриги, мечтали о своей собственной короне, и вместе с тем трепетали за собственную шкуру. Неудивительно, что им переставал доверять беззащитный народ Руси.
— Как же стране удалось преодолеть столь сложную ситуацию?
— Выход из смуты был чудесен и заранее непредсказуем. Народ духовно организовался, воодушевился. И вожди ополчения были самые неожиданные, те, на которых не рассчитывали — земский староста Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский. Патриарху Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был преподобный Сергий, и сказали, что заступничеством Божией Матери суд над нашим Отечеством изменен на милость. В Ярославле к ополченцам присоединились и казанцы, принесшие с собой список Казанской иконы Божией Матери, передав его князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Это произошло в 1611 году. И с этого момента Сама Богородица становится во главе народного войска, в качестве духовной руководительницы и опоры.
С 1649 года этот день, 22 октября по старому стилю и 4 ноября — по новому, стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей нашу страну в смутное время. Для этой цели избрал эту икону Сам Господь. А теперь, мы в этот же день отмечаем и светский праздник — День народного единства, понимая, что он неразрывно связан с духовным торжеством.
— Если говорить о православных праздниках, которые мы будем отмечать в ближайшие дни, нельзя не упомянуть и еще об одном — дне памяти Димитрия Солунского. Тем более что этот праздник долгое время был одним из престольных для Иссы. Расскажите пожалуйста об основных событиях жития этого святого.
— Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует уже то, что первым сочинением на славянском языке у равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был канон Димитрию Солунскому.
Святой великомученик пострадал в правление нечестивых царей-богоборцев — Диоклетиана и Максимиана. Отец его, римский проконсул, был тайным христианином. Достигший совершеннолетия Димитрий удостоился императором Максимианом места своего отца — властителя и воеводы Фессалоникийской области, откуда и сам был родом. Главной обязанностью Солунского воеводы было защищать свою область от внешних врагов и истреблять христиан. Вместо этого Димитрий стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать в христианскую веру. Тогда-то императору и донесли, что его проконсул — христианин. Максимиан заключил святого в темницу. Перед смертью мученик раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Ранним утром 26 октября (8 ноября по новому стилю) 306 года в его темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Тело великомученика выбросили на съедение зверям. Но солуняне тайно предали его земле.
В правление императора Константина Великого (324 – 337 гг.) над могилой святого Димитрия был воздвигнут храм, в котором совершалось множество исцелений. Через сто лет, при разборке старой церкви и постройке новой, были обретены нетленные мощи угодника Божьего. Из них истекало благовонное миро. По этой причине великомученика Димитрия именовали Мироточивым.
Множество чудес совершил он и в нашем Отечестве. А имя его указано в древних русских летописях раньше, чем имена других известных святых. Преподобный Нестор Летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 году, приписывали свое поражение не храбрости славян и их воинским умениям, а заступничеству за них Димитрия Солунского. Здесь стоит отметить, что хотя это было еще до Крещения Руси, уже и тогда на нашей земле были христиане.
Сразу после Крещения Руси наши предки стремились приобрести хоть малейшие частицы мощей святого Димитрия, его одежды, миро. А праздник в честь Солунского великомученика был в числе больших, когда богослужение совершал сам Патриарх в присутствии Государя.
— О чем же следует задуматься сейчас, встречая праздники, о которых мы сегодня говорили?
— О том, что они дают нам ответ на те вопросы, которые так часто приходят на ум современным людям. Многие пребывают в недоумении, потому что на нашу непростую жизнь наслаиваются события последних лет. Человек чувствует усталость от такой неопределенности, не может понять, что с ним происходит. Добавьте к этому цинизм людей, которые не любят свою страну, хотя занимают в ней не последнее место, и вроде бы служат службу. Но если им надо, готовы служить и совсем другую службу — на иностранном языке. Следует помнить, что есть Божия Матерь, и есть святой великомученик Димитрий. Любовь простых людей к Богородице, к святым заступникам развивает нашу веру, силу воли и другие лучшие человеческие качества.
А возвращаясь к тем людям, о которых мы говорили чуть ранее: никогда не поздно трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму — в благородство, и глупости — в мудрость. Если мы конечно об этом попросим святых, то они за нас помолятся и помогут.
Беседовала Елена Лаврова.