Девятнадцатого января православные христиане отмечают праздник Крещения Господня. Об этом празднике — наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Суть праздника Крещения Господня понятна из его названия. А откуда известно о событиях, отмечаемых в этот день?
— Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, — один из наиболее важных и торжественных в Православной Церкви. Основным источником, из которого мы узнаем о данном событии, является Евангельское повествование. Наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Литургии праздника Богоявления читается отрывок из данного Евангелия.
Рассказ о Крещении Спасителя предваряется повествованием о проповеди Пророка Иоанна Предтечи в пустыне, который готовил народ к принятию Мессии через «крещение покаяния». Когда Господь пришел к нему на Иордан, Предтеча узнал в Нем Спасителя, назвав Его «Агнцем Божиим» (Ин.1:29), и крестил Иисуса, чтобы «исполнилась всякая правда» (Мф.3:15). В этот момент произошло событие Богоявления, то есть явления всей Пресвятой Троицы. Об этом говорится в праздничном тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…».
Сошествие Святого Духа в виде голубя рассматривается богословами как знак помазания Мессии, а Крещение знаменует собой начало общественного служения Иисуса и становится отправной точкой изложения Его благой вести. Именно Евангельское повествование представляет данное святое торжество как двухчастное событие, включающее в себя собственно Крещение, совершенное Иоанном Предтечей, и Богоявление (глас с небес и сошествие Духа в виде голубя).
— В чем отличительные особенности богослужения праздника Богоявления?
— Богослужение праздника складывалось постепенно. Уставные молитвословия были написаны такими выдающимися церковными гимнографами, как святые Андрей и Софроний Иерусалимские, Андрей Критский, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Священные тексты выражают непостижимое сочетание образа смирения и величия Сына Божия. Вместе с тем они наполнены глубоким богословским содержанием. В них показывается тесная связь праздника Крещения с двумя другими великими событиями — Рождеством Христовым и Пасхой. В период, предшествующий торжеству, полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к самому событию Богоявления. Священное Писание говорит об Иоанне Предтече, свидетельствует о вечном и Божественном величии Христа. В день Крещенского сочельника Церковь, посредством пророчеств Ветхого и Нового Завета, повествует о святых и спасительных плодах Таинства Крещения. Служба состоит из Царских часов, вечерни и Божественной Литургии. Богослужение повествует о единении Бога и человека словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся…». Священные тексты указывают на разделение Иорданских вод пророком Елисеем, как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане. Описывается трепетное чувство Иоанна Предтечи, когда к нему пришел Господь, а также содержится ответ Иисуса Иоанну на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения.
В православной догматике и святоотеческих трудах торжество Богоявления называется также Просвещением. Связано это с тем, что Господь как Свет вошел в мир, просвещая его и приобщая к Своей благодатной жизни. Отсюда и возникновение понятия Просвещение. Как одухотворенно говорил святитель Феофан Затворник: «Мы были погружены во тьму, но вот обильный свет!»
Данный образ широко используется в песнопениях праздника: «…явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Более подробно это раскрывается в следующей стихире: «…явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских, и сущия во тьме …просветил есть. …явися Свет неприступный». Таким образом, отмечая богослужением событие Богоявления, в очередной раз укрепляется наша вера в Святую Троицу, посредством участия при Крещении Иисуса Христа трех Лиц.
— Как и когда возникла традиция освящать воду на Крещение?
— Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В сочельник праздника, по совершении Божественной Литургии, священник через царские врата, при пении тропарей выходит к сосудам наполненным водой, неся на главе Животворящий Крест, и начинается освящение воды, которое совершается и также в день Богоявления.
Великое освящение воды в Навечерие (сочельник) и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение совершалось в воспоминание Христа, благословившего «естество водное». В самый же праздник освящение воды бывает собственно в честь события Крещения Спасителя. Водоосвящение получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV-V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия. Поэтому и в Русской Православной Церкви, водоосвящение в Крещенский сочельник в дореволюционное время совершалось в храмах, а в день праздника обычно происходило на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), так как Христос крестился вне храма.
Чин Великого освящения воды приписывается апостолу и евангелисту Матфею. Несколько молитв написал святитель Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление завершил святой Софроний, Патриарх Иерусалимский. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и священномученик Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».
В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Крещенский сочельник и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил освящать воду два раза. Чин освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник один, который в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения и его значению, в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.
В особых прошениях содержатся моления об освящении водной стихии силою и действием Святой Троицы, о ниспослании благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой. По окончании молитвы тотчас осеняет «водное естество» Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого окропляет святой водой храм и молящихся.
— Верно ли представление, что в этот праздник естественным образом освящается вода и во всех водоемах?
— В одном из праздничных гимнов поется: «Днесь вод освящается естество». Но между Великой Агиасмой (Крещенской водой) и водой, например, в каком-либо болоте разница все же есть. Агиасма — это святыня в самом полном смысле слова, а вода в реке — в переносном. Мы называем воду в источниках святой в знак того, что своим погружением на Иордане Христос наполнил всю окружающую природу новым смыслом. Что каждая капля воды, каждая травинка и каждый атом с пришествием в мир Спасителя в перспективе становятся вместе с человеком наследниками Вечности. Освящение воды в водоемах на Богоявление — это напоминание о том, что нынешнее состояние природы — противоестественно, и подлинный образ ее — совсем иной: он лучше, чище, светлее, теперешнего падшего состояния. Каковой является обычная вода в день Крещения Господня, таковой она станет после второго пришествия Христа. И это блаженное состояние природы мы отчасти можем ощутить уже сейчас — на праздник Богоявления.
— Мы знаем, что воду в храме освящают не только в праздник Богоявления, но и в другие дни. В чем же разница?
— Действительно, кроме Богоявленской православная традиция знает и другую святую воду. Она благословляется «малым» чином в остальное время. Это тоже святыня, но меньшего порядка. Ее святость сродни святости любого посвященного Богу предмета — то есть на нем благодать Божья почивает, но каких-либо существенных преобразований с ним не происходит. А вот в случае с Крещенской водой, как и с Причастием все как раз наоборот — вода, хлеб и вино, сохраняя свои физические свойства, приобретают новые качества и являют собою совершенно иную, отличную от земной, реальность.
— Праздник Крещения Господня заставляет задуматься о том, какое значение Таинство Крещения имеет в жизни каждого человека…
— На заре христианства это был один из немногих дней в году, когда совершалось Крещение бывших язычников и они, пройдя многолетнюю подготовку-оглашение, становились членами Церкви. И даже сейчас на Богоявление во время Литургии можно услышать одно из красивейших и древнейших песнопений: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся! Аллилуйя!». Этот гимн напоминал людям, которые только вышли из купели, что теперь смысл их жизни составляет Христос, и все остальные ценности рассматриваются через призму Его учения.
Данный праздник — это именно тот день, когда Церковь с особой силой говорит о центральном месте, которое занимает в жизни человека Таинство Крещения. Как иорданское погружение Спасителя было началом Его земного служения, так и Крещение является для верующего началом его спасения. Сейчас это восприятие праздника практически утрачено. На первое место ставится иная цель — заполучить заветный сосуд с водой, которая освящается во время богослужения. Но как бы там ни было, Богоявление — это именно праздник, несущий очень важную идею того, что без принятия Таинства Крещения человеку спастись не возможно.
Святые отцы многократно подчеркивали важность данного события. «Господь Иисус Христос явлен миру не в Рождестве Своем, а в Крещении», — пишет святой Иоанн Златоуст. «В этот день Христос явился не только взорам народа, но и на спасение их», – говорит святитель Амвросий Медиоланский. Главную мысль, которую Церковь положила в основу праздника Богоявления, очень ярко и точно выразил апостол Иоанн Богослов: «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его» (Ин. 1: 14). Говоря проще, Богоявление — это торжество людей, к которым пришел их Бог и Создатель. В принципе, ту же идею заключают в себе и все другие христианские праздники, поскольку само христианство является религией, в которой Творец нисходит к Своему творению, становясь его частью, но, не сливаясь с ним и не переставая оставаться Творцом. Однако именно Богоявление в своих священных текстах наиболее полно открывает эту мысль — Тот, Кто создал всю вселенную, Кто повелевает стихиями, Кому подвластны ангелы и демоны, смиряет Себя до уровня простого Сына Человеческого, принимает нашу природу, подчиняет Себя законам материального мира. Явление Бога человеку — стержневая идея и Святок в целом, и современного праздника Богоявления в частности. Важность праздника состоит также в его нравственном значении и особом этическом измерении. Это торжество свидетельствует о том, что благодать Духа христианами приобретается через добродетели смирения и кротости, подобно тому, как Господь подверг Себя добровольному уничижению, приняв Иоанново крещение. Будучи безгрешным и исполнив всякую правду, Он приобрел свидетельство благоволения Отца Небесного.
Беседовала Елена Лаврова