Пятнадцатого февраля мы отмечаем праздник Сретения Господня, о котором и состоялась наша беседа с благочинным Иссинского округа, настоятелем Преображенского храма протоиереем Сергием Афонюшкиным.
— Напомните пожалуйста батюшка, какие события вспоминаются в день Сретения Господня.
— Сретение — христианский праздник, отмечаемый в исторических Церквях, а также в некоторых протестантских конфессиях. Суть события — в принесении в Иерусалимский храм Младенца Иисуса Его родителями на 40-й день после Рождения и 32-й — после Обрезания, где Его встретил Симеон Богоприимец. Вот как говорится об этом в Евангелии от Луки.
«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола… был посвящен Господу... Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый…, и Дух Божий был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм» (Лк. 2:22-27).
— В чем значение тех давних событий для нас, людей современных?
— От самого слова «Сретение», «встреча» для верующего человека должно исходить определенное духовное чувство — то, что мы можем разделить с Симеоном. Чувство это — тихая радость, охватывающая душу. Здесь уместно привести песнопение, которое исполняется во время монашеского пострига: «Объятия Отча отверсти ми потщися…» Эти слова об объятиях отеческих важны нам по многим причинам.
Во-первых потому, что в свои объятия праведный Симеон сподобился взять не кого-нибудь, а Самого Богомладенца Иисуса. В каноне праздника Сретения Церковь благовествует: «Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих». А Тропарь повествует нам: «… Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия…» Младенца.
Во-вторых, Сам Бог благодатно обнимает в лице праведного старца все человечество. Как говорится от Лица Господа, «не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».
В-третьих, на ум приходит всепрощающее объятие родителей. Вспомним, что и в притче о блудном сыне отец спешит навстречу к нему, чтобы обнять. Этот образ как раз и выражает прощение Небесным Отцом кающегося грешника и открывает чувства любящего сердца.
И мы, каждый из нас, также находимся в объятиях Отчих. Посмотрите на маленьких детей: насколько им приятно находиться на руках у родителей. Это заметно даже во время совершения Таинства Крещения, когда ребенка из рук крестных передают родителям, и он сразу успокаивается, на его личике читается полное доверие, мир, покой и внутренний комфорт. Так же наша душа. Немощный по своей природе человек понимает это, когда ощущает на себе руку Божию, особенно в трудную минуту жизни, чувствуя от этого некое умиротворение.
— Что слово «Сретение» означает «встреча», наверное, известно всем. А есть ли у него какой-либо еще смысл?
— Смысл славянского слова «сретение» мы не всегда осознаем до конца. Ведь оно означает не просто встречу, а выход людей меньших навстречу большим. В данном случае — навстречу Богу.
И если говорить о встрече, мне хотелось бы остановиться на простых бытовых ситуациях. Когда мы ждем к себе в гости родных или духовно близких нам людей, радость встречи, ее предвкушение всегда присутствуют. Но если встреча длится долго, радость утихает. И уж тем более мы не осознаем, как дороги нам люди, с которыми мы живем вместе или видимся ежедневно. Часто радости ежедневной встречи нет, а порой и наоборот — появляется раздражение, упреки. И лишь при разлуке начитаем чувствовать, как нам тяжело без этого человека, видим его по-иному, замечаем в нем больше хорошего.
Вспоминаю случай с одним священником, о котором он сам рассказывал. Когда батюшка заболел, навестить его пришли чиновники высокого ранга из числа спонсоров храма. Первыми чувствами болящего были радость и благодарность, но примерно через час общения ему, как он признавался позже, было трудно не только поддерживать разговор, но и просто улыбаться в ответ. Прошло еще немного времени — и он уже хотел одного: чтобы гости поскорее ушли.
И здесь мы приходим к парадоксу: бывает, что мы и вовсе не рады встрече, но все равно внешне делаем вид, что рады. Почему так? Срабатывает духовная реакция. Мы внутренне понимаем, что такая реакция правильная, что идеальное состояние — это радость от нашего ближнего, каким бы он ни был. И это — нормальное наше состояние, даже если мы холодны и неискренни.
— С разговора о смысле праздника Сретения Вы перешли к размышлениям о простых бытовых ситуациях. Почему, в чем связь одного с другим?
— Потому, что духовная радость предполагает общение душ. И первый момент встречи людей, о котором мы говорили, — это и есть настоящая встреча, это первое общение душ. Человек создан для радости общения, а не для жизни в одиночку. И это должна быть радость любви к другим.
Чисто по-человечески можно понять торжество Симеона и пророчицы Анны — и простую человеческую радость: «Наконец-то дождались, сподобились», и в то же время духовную. Ведь Симеон знал, что теперь Господь возьмет его в Свои небесные объятия по обетованию. И 84-летняя Анна не может удержать ликования и начинает проповедовать всем благую весть. Эти святые люди тосковали о Боге, желали общения с Ним — и сподобились. Как же им не радоваться?!
— События Сретения произошли в храме. Значит ли это, что с Богом можно встретиться только в церкви?
— Конечно, не только. Можно молиться и помнить о Боге везде, ибо Он Вездесущ. Но в храмах Он является наиболее явно. Именно в церкви более всего встречается Господь с человеком. Так было прежде, так продолжается и теперь. И люди нигде не молятся так усердно, как в храмах. Недаром греческое слово «церковь» — «Кириу икос», означает — «Господень дом».
Наша молитва — это не только беседа с Богом, это духовные объятия Господа. Преподобный Григорий Синаит говорит: «Молитва — есть Бог, действующий в нас». Поэтому и многие подвижники подвизались в непрестанной молитве, достигая высоких степеней созерцания. Живущие же поверхностными духовными стремлениями не смогут в полной мере понять и оценить радость Богообщения. О таких Господь сказал Моисею: «… человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).
Нельзя не упомянуть и об объятиях Небесного Отца в будущей жизни. Апостол Павел пишет об этом так: «Не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
И это все — разные виды Богообщения.
— Почему именно праздник Сретения стал с недавних пор Днем православной молодежи?
— Теперь мир не стареет в ожидании Мессии, он вечно обновляется во Христе Иисусе.
Все, что нам в молодости дается, мы принимаем как должное, как данность, в том числе все те главные жизненные ценности, которые дарованы нам Богом. Мало того, мы еще и постоянно требуем чего-то — от родителей, от кого-то еще. А если посмотреть философски — то и от Господа, от Которого все исходит. В молодости кажется, что вся окружающая нас действительность перед нами в неоплатном долгу. Но с возрастом, ближе к зрелости, если человек правильно оценивает вехи своего бытия, он так уже не думает. А если живет духовно, осознает, что не только никто у него не в долгу, но сам он получает милость Божию. А заслуженно ли? И это понимание не приходит безболезненно и беспечально. За молодость своей души приходится вести непрестанную борьбу. Недаром Симеон Богоприимец не с хвалебным гимном обращается к Пресвятой Богородице — он предвещает Ей скорбь и боль.
Человек в любом телесном возрасте, приняв христианское мировоззрение, получает новую жизнь, ощущает себя юным, полным сил и желания идти по этой жизни вперед. Но после первых шагов, когда Господь нес его на руках в Своих объятиях, после того, как его поступь становится твердой, Господь говорит: «Дальше ты иди сам». Тогда и дорога христианина меняется, становится труднее, на ней вырастают заросли вражды, насмешек, оскорблений. Все это — не просто так, а призвано укрепить этого юного душой христианина в меру совершенного возраста Христова. Происходит «избиение младенца» внутри собственного сердца. Юный, «родившийся» человек понимает, что оказывается, ему нужно бороться с ветхим человеком, стариком внутри себя. И от исхода этой борьбы зависит его духовная жизнь.
Тема сражения за правду особенно понятна и близка молодому поколению. Возможно, именно поэтому в праздник Сретения отмечают и День православной молодежи. Именно такой идеализированной правды часто ищет юная душа, и бунтует, находя в мире старшего поколения много, как им кажется компромиссов и «полуправд».
Сетования старших о том, что молодежь сегодня «совсем не та», стары как мир. На форумах, в социальных сетях, в комментариях и во время выступлений на различных конференциях, педагоги, родители, общественные деятели и ученые мужи размышляют о «духовном воспитании подрастающего поколения». И все вроде правильно, да только нет в этих размышлениях чего-то важного — может быть, веры, душевного огня и личного призыва.
Сегодня, по слову Святейшего Патриарха Кирилла, в Русской Православной Церкви множество замечательных проектов, которые реализуют молодые люди. Много добрых дел способны они совершить, не расточая драгоценное время юности понапрасну. Но самым главным остается вот эта борьба с духовным Голиафом — страстями, грехом, мирским духом расслабленности и потребления. Борьба, в которой так часты ошибки и поражения, но всегда есть надежда на Спасителя.
В стихотворении святителя Николая Сербского «Сретение» есть такие замечательные слова:
Пророчество старца точно сбылось:
Мерой и мерилом стал нам Христос,
Выбором счастья, мира и радости,
Но и предметом распрей и зависти.
Одних поднимает, других же низводит,
И рай отверзает, и Сам в ад нисходит.
То и другое людям отверсто —
Каждый бери по влечению сердца.
Беседовала Елена Лаврова.